Информация

Информация

В данном разделе размещена полезная и справочная информация для населения ЗАТО Шиханы саратовской области.

Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС), обеспечение пожарной безопасности

1 марта — Всемирный день Гражданской обороны


В 1931 году французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию «Ассоциация Женевских зон», которая впоследствии была преобразована в Международную организацию Гражданской обороны. Под понятием «Женевские зоны» имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).

Идея основателя «Женевских зон» заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями. В 1935 году по инициативе «Ассоциации Женевских зон» французский парламент единодушно одобрил резолюцию, в которой предложил Лиге Наций изучить возможности создания в каждой стране в соответствии с соглашениями, ратифицированными Лигой Наций, районов, мест и зон, которые в случае военных конфликтов могли бы быть ограждены от военных действий и не использовались бы в военных целях.

В 1937 году Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время. Друг и соратник генерала Генри Джорж возглавил Ассоциацию и стал её Генеральным секретарем. Именно по инициативе Генри Джоржа Ассоциация смогла создать для некоторых категорий населения нейтральные зоны в период Гражданской войны в Испании (1936 г. Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 г. Шанхай и Нанкин). Несмотря на то, что этот опыт оказался относительно небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения.

В течение двадцати лет со дня создания Международная ассоциация Женевских зон пыталась воплотить идею о подготовке и создании в мирное время места для размещения беженцев - «безопасные зоны», которые признавались бы всеми сторонами в рамках Гуманитарного закона, изложенного в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г.

Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат «Женевских зон» приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон.

Совместно с правительствами различных европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым. В 1954 году в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. В истории Международной организации Гражданской обороны (МОГО) эта конференция известна как «Первая Всемирная конференция по Гражданской обороне». Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев.

Проводились консультации с национальными учреждениями и организациями Гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта.

В июле 1956 года «Информационный бюллетень Женевских зон» вышел под заголовком: «ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА». В редакционной статье Ассоциации говорилось: «Деятельность Организации Женевских зон в области защиты детей, женщин, стариков и инвалидов в случае войны совпадает с задачами развивающихся национальных органов Гражданской обороны в различных странах … Мы продолжаем развивать идею эвакуации гражданского населения в безопасные места, известные под названием «Женевские зоны», разрабатываем планы для этих зон и распространяем мероприятия Гражданской обороны на международном уровне, т.е. являемся связующим звеном между различными национальными организациями Гражданской обороны».

Вторая международная конференция по Гражданской обороне состоялась в 1957 году во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам Гражданской обороны.

В январе 1958 года Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию Гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены - Правительства, Общества, Ассоциации и отдельных лиц. Задачи Организации были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, Организация была обязана установить связи между национальными организациями Гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.

На международной конференции по радиологической защите в 1966 году был оглашен и одобрен текст Устава, который позволил Организации получить статус Межправительственной организации. Данный Устав стал фактически международной конвенцией, дающей право странам становиться членами Организации путем направления в депозитарий Организации документов о принятии Устава.

В Уставе определены главные задачи Организации: «Интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта». Устав вступил в силу 1 марта 1972 г. по решению Первой Генеральной Ассамблеи стран-членов Организации. В 1975 году данный Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в Нью-Йорке и опубликован в Сборнике соглашений ООН. 10 марта 1976 года между МОГО и правительством Швейцарии было подписано соглашение о предоставлении МОГО юридического статуса Международной организации, базирующейся в Швейцарии.

Устав 1966 года возложил на Организацию ряд задач по продвижению на международном уровне идей обеспечения безопасности населения и собственности при любых видах бедствий. МОГО стала объединять национальные организации, занимающиеся вопросами Гражданской обороны. Следует отметить, что Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции № 2034 от 1965 года призвала «Правительства создать соответствующие планирующие и исполнительные органы, которые могли бы учитывать местные условия, определять объемы и характер требуемой помощи и управлять спасательными операциями».

В соответствии с Уставом Организации объединенных наций 19 февраля 2002 года в Секретариате ООН под номером 38131 зарегистрирована Рамочная конвенция по оказанию помощи в области Гражданской обороны.

Используя юридическую основу, свой статус и международный Гуманитарный закон, руководящие органы МОГО проводили и проводят политику пропаганды знаний и средств по проблемам предотвращения, готовности и действиям в период бедствий.

Прием в члены Организации открыт для всех государств.

В настоящее время членами Организации являются:

52 государства члена МОГО;

17 государств наблюдателей МОГО;

17 ассоциированных членов.

Работа МОГО организуется Генеральной Ассамблеей, Исполнительным советом и Секретариатом.

МОГО устанавливает эффективные отношения и тесное сотрудничество с такими межправительственными и неправительственными организациями, с которыми это может оказаться желательным. Любое официальное соглашение, заключенное между организациями, подлежит утверждению Исполнительным советом.

В последние десятилетия деятельность МОГО все больше связана с проблемами мирного времени, что позволяет скорее говорить о Гражданской защите населения, чем о Гражданской обороне.

Аналогичные тенденции, особенно после окончания периода холодной войны, прослеживаются и в других странах. Это нашло свое отражение в Амманской декларации, одобренной десятой Всемирной конференцией по Гражданской защите, которая была организована МОГО. В ней предлагается дальнейшее расширение значения термина «Гражданская оборона», использование его для обозначения соответствующей деятельности как в военное, так и в мирное время.

В последние годы наметилась отчетливая тенденция к постепенному переходу от термина «гражданская оборона» к термину «гражданская защита», что связано со значительной переориентацией большинства национальных и международных организаций, занимающихся данными вопросами, с задач военного характера на чрезвычайные ситуации мирного времени и оказание гуманитарной помощи в случае их возникновения.

Ставя своей задачей предотвращение катастроф, МОГО осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям:

укрепление национальных служб Гражданской защиты; пропаганда и распространение знаний о Гражданской обороне, обмен опытом, подготовка населения;

развитие международного сотрудничества в области Гражданской защиты.

Являясь членом МОГО с 1993 года, Российская Федерация в настоящее время стала ее крупнейшим и влиятельным партнером, что позволяет МЧС России выполнять важнейшие проекты в области содействия международному развитию (СМР) и поддерживать профильную деятельность организации.

За период с 2000 года различную гуманитарную помощь от Российской Федерации получили 37 государств - членов и наблюдателей МОГО. На многосторонней основе осуществлялись проекты СМР, которые включали поставку специального оборудования для оснащения национальных спасательных служб, оказание методического и технического содействия в развитии национальных центров управления в кризисных ситуациях, подготовку национальных кадров в области чрезвычайной готовности и реагирования, гуманитарное разминирование и развертывание региональных гуманитарных центров.

Только в 2012 году объем средств Российских донорских взносов, освоенных в рамках такого рода проектов, составил более 62 млн. долларов США. Сегодня мы совместно реализуем проекты СМР в следующих странах: Куба, Никарагуа, Тувалу, Сербия, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан, Сербия (разминирование) и т.п.

Помимо этого продолжается реализация совместных с МОГО проектов по подготовке кадров. В частности, при административном и методическом содействии МЧС России в ноябре 2012 года на базе Оздоровительного комплекса «Спасатель» проведен международный учебный семинар МОГО «Методология психологической поддержки в чрезвычайных ситуациях» для слушателей из стран СНГ, а также Латвии, Литвы, Сербии, Монголии, Иордании и Нигерии.

Признание на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи МОГО, прошедшей 28-29 ноября 2012 г., Российского вклада в развитие служб Гражданской защиты государств-членов организации, а также присвоение Российской Федерации статуса стратегического партнера МОГО открывает перед нами новые перспективы в плане реализации Российских инициатив. В настоящее время прорабатывается вопрос открытия региональных представительств МОГО в Москве и Аммане, а также создания Международного центра информации и координации в штаб-квартире МОГО при поддержке МЧС России.

Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной организации Гражданской обороны постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день Гражданской обороны.

Всемирный день Гражданской обороны используется для организации бесед, конференций, радио и телевизионных дебатов, открытых дней, учений, распространения знаний о методах защиты населения и демонстрации имеющихся средств и оборудования по борьбе с бедствиями.

Всемирный день Гражданской обороны преследует две главные цели:

- привлечь внимание мировой общественности к значению Гражданской защиты, информировать население о необходимости предотвращения стихийных бедствий и подготовке к ним, распространить знания о средства и методах защиты, а также повысить готовность населения к самозащите в случае бедствий и аварий;

- отдать дань уважения усилиям и самопожертвованию персонала национальных служб Гражданской защиты в их борьбе с бедствиями.

В 1997 году в связи с 25-летием МОГО была учреждена медаль, предназначенная для награждения за выдающиеся заслуги на поприще Гражданской защиты, а также за участие в чрезвычайных гуманитарных операциях и проявленную при этом самоотверженность и мужество.



Действия в случае затопления или паводка


Паводок — это поднятие уровня воды в водоёмах и затопление местности, вызванное таянием снега, ледников или обилием дождей.

В период половодья необходимо всегда держать включенным местное радио или телевидение, чтобы своевременно получать информацию о половодье или сигналы к эвакуации.


Подготовка к паводку

Для того, чтобы свести к минимуму ущерб от паводка, необходимо принять следующие меры:


- Подготовить запас продуктов питания, одежду, документы, медикаменты, сложить их в чемодан;

- Отключить в помещении электричество и газ;

- Поднять все ценные вещи как можно выше от пола, или перенести на верхние этажи;

- Уточнить в Управлении ГО и ЧС или ЕДДС информацию о месте сбора жителей для эвакуации.


Действия в случае затопления

В случае внезапного затопления следует:

- Собрать документы, ценности и продукты питания в чемодан;

- Отключить в помещении электричество и газ;

- По возможности покинуть помещения и немедленно следовать на возвышенные места, места сбора жителей для эвакуации, в случае невозможности - на верхние этажи, чердачные помещения или крышу здания, и оставаться там до прибытия помощи спасателей;

- В случае необходимости оказать помощь пострадавшим, детям, пожилым людям, инвалидам.



  1. Действия при пожаре

Что делать, если случился пожар в здании

Первым делом позвоните в ЕДДС по номеру «112» или пожарную охрану по номеру «01». Выведите из здания детей и престарелых. Если есть возможность затушить пламя, лучше двигаться против огня, стараясь ограничить его распространение и «толкая» огонь к выходу или туда, где нет горючих материалов. Наиболее эффективное тушение пламени осуществляется с высоты на уровне огня. Тушите пожар гидрантом или водой, учитывая возможные разрушения предметов или несущих опор здания. Важно не количество используемой воды, а правильное ее применение.

Если на человеке загорелась одежда, не позволяйте ему бежать, повалите его на землю, закутайте в покрывало или обильно полейте. Ни в коем случае не раздевайте обожженного, если одежда уже прогорела, накройте пострадавшие части тела стерильной ватой. Вызовите скорую медицинскую помощь.

Потушив источник загорания, необходимо проверить существование других возможных очагов, которые могут перечеркнуть все предыдущие усилия. Проверки надо проводить несколько раз в течение суток, особенно обратив внимание на погреба, мансарды и другие малопосещаемые помещения.

Если пожар, охвативший здание, не затрагивает напрямую вашу квартиру, вам надо предпринять следующие обязательные действия:

не пытаться бежать по лестницам, тем более, использовать лифт, который может остановиться в любой момент из-за отсутствия электроэнергии;

закрыть окна, но не опускать жалюзи;

заткнуть все зазоры под дверьми мокрыми тряпками;

выключить электричество и перекрыть газ;

приготовить комнату как «последнее убежище», так как в этом может возникнуть необходимость;

наполнить водой ванну и другие большие емкости;

снять занавески, так как стекла под воздействием тепла могут треснуть и огонь легко найдет на что переключиться;

отодвинуть от окон все предметы, которые могут загореться;

облить пол и двери водой, понизив таким образом их температуру;

если нельзя использовать лестницы, и единственным путем к спасению может оказаться окно, нужно попытаться сократить высоту прыжка, связав простыни или что-нибудь другое или же прыгнуть на полотняные покрытия грузовика, крышу машины, цветник, навес;

прежде чем прыгнуть, бросить вниз матрасы, подушки, ковры, чтобы смягчить падение;

если вы живете на нижних этажах, то можете спуститься, используя балконы.

При тушении огня всеми способами защищайтесь от дыма, а если это невозможно — уходите из квартиры, закрывая дверь и в горящую комнату и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Дышите через мокрую тряпку. Если есть возможность — защитите легкие противогазом или респиратором.


Что делать, если загорелся автомобиль

Остановите автомобиль и выключите двигатель. Поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может усугубить инцидент), выставите сигналы на дорогу.

Если требуется, вызовите помощь (медицинскую и техническую), спасателей, пожарных, милицию.

Огонь в автомобиле зарождается почти всегда под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результате загорания в карбюраторе или газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать - это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания. Если машина работает на газе, закрываются два крана, расположенные в багажнике на баке с топливом. После этого направить струю огнетушителя на основание пламени. Если его нет - использовать песок, землю, накидку, одежду. Эффективен также пакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля.

Если пожар затронул только карбюратор или инжектор, достаточно включить мотор на максимальные обороты, что поможет потушить огонь.

Если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, что остается сделать - это быстро удалиться от машины.

Если есть раненые, их необходимо отнести в безопасное место.



Критерии чрезвычайных ситуаций

Наименование источника ЧС

Критерии отнесения к ЧС

1. Техногенные чрезвычайные ситуации

1.1 Транспортные аварии (катастрофы)

А. Общие критерии


1. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; предприятиям, учреждениям и организациям (далее по тексту - организации) - 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.1.1 - 1.1.2. Крушения и аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена

1. Любой факт крушения поездов.

2. Повреждения вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

3. Перерывы в движении: на главных путях железнодорожных магистралей - 6 ч. и более; на метрополитене - 30 мин. и более.

1.1.3. - 1.1.4. Кораблекрушения, аварии, повреждения грузовых, пассажирских судов, судов атомного флота, маломерных судов и судов флота рыбной промышленности, повреждения судами береговых, гидротехнических и других объектов.

1. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 1 т и более.

2. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз)

3. Затопление, выбрасывание на берег судов в результате шторма (урагана, цунами), посадка судов на мель - любой факт аварии (катастрофы).

4. Аварии на маломерных судах, перевозящих опасные грузы.

5. Столкновение, опрокидывание, затопление, выбрасывание на берег, посадка на мель маломерных судов с гибелью 5 и более человек или пострадавших 10 и более человек.

1.1.5. - 1.1.6. Авиационные и ракетнокосмические катастрофы и аварии в аэропортах, на стартовых площадках и в населенных пунктах и вне аэропортов, стартовых площадок и населенных пунктов

Падение, разрушение воздушного судна, ракетно-космического изделия (аппарата) - любой факт падения, разрушения.

1.1.7. Аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные дорожно-транспортные аварии и катастрофы)

1. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы - любой факт аварии.

2. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц.

3. Прекращение движения на данном участке на 12 часов вследствие ДТП -решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

4. ДТП с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).

1.1.8. Транспортные катастрофы и аварии на мостах, переправах, в тоннелях, горных выработках, на железнодорожных переездах

1. Любой факт крушения поездов.

2. Повреждение ж.д. вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди.

3. Решение об отнесении к ЧС перерыва в движении по ж.д. магистралям (внутренним водным путям) принимается комиссиями по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления на основании рекомендаций руководителей предприятий и организаций ж.д. транспорта (речного транспорта).

4. Перерыв в движении: на главных путях железнодорожных магистралей-6 ч. и более; на метрополитене - 30 мин. и более.

5. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 5 т и более.

6. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз.

7. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы в населенном пункте - любой факт аварии.

8. Прекращение движения на данном участке автодорог на 12 часов вследствие ДТП - решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий.

9. ДТП с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек).

10. Повреждено 10 и более автотранспортных единиц

1.1.9. Аварии на магистральных газо-, нефте-, продукто-проводах

Любой факт разрыва

1.1.10. Аварии на внутрипромысловых нефтепроводах

Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а в местах пересечения водных преград и при попадании в водные объекты 5 т и более

1.1.11. Аварии на плавучих буровых установках и буровых судах, на морских стационарных и полупогруженных платформах по добыче и эксплуатации месторождений нефти и газа

Вылив нефти в объеме 20 т и более

1.2. Пожары и взрывы (с возможным последующим горением)

А. Общие критерии

1.2.1. Пожары в зданиях, сооружениях, установках (в т.ч. магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы) производственного назначения

1 .Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.2. Пожары в зданиях, сооружениях, установках сельскохозяйственного назначения

1. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.3. Пожары в зданиях, сооружениях и помещениях предприятий торговли. Пожары в складских зданиях и сооружениях

1.Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.4. Пожары на транспортных средствах (в т.ч. железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт)

1.Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.5. Пожары в зданиях (сооружениях) жилого, административного, учебновоспитательного, социального, культурно-досугового назначения, здравоохранения

1 .Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

1.2.6. Пожары на объектах другого назначения

1.Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.2.7. Пожары на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы

Любой факт пожара или взрыва

1.2.8. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах

Пожары (взрывы) в метрополитене - любой факт пожара или взрыва.

1.2.9. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов

1.Обнаружение боеприпасов в районе вооруженных конфликтов или обнаружение боеприпасов времен Великой Отечественной войны - решение об отнесении происшествия к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.

2. Обнаружение боеприпасов вне района вооруженного конфликта - любой факт обнаружения в населенном пункте; в остальных случаях решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.

1.2.10. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов)

1. Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов) в районе вооруженных конфликтов - любой факт обнаружения складов взрывчатых веществ (боеприпасов).

2. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) вне района вооруженного конфликта - решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС.

1.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно химических опасных веществ (АХОВ)

А. Общие критерии

1.3.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении)

1. О факте пролива на грунт токсичных веществ сообщается как о ЧС по решению органа управления по делам ГО и ЧС. Превышение ПДК (ПДУ) в пределах санитарно-защитной зоны, по которому аварию относят к источнику происшедшей ЧС, устанавливается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.

2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением (ПДК (ПДУ)) в 5 раз и более.

3. Максимальное разовое превышение ПДК экологически вредных веществ в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 раз и более.

4. Превышение ПДУ в 50 и более раз при загрязнении почв (грунтов) на площади 100 га и более.

5. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

6. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

1.3.2. Образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии.

Тоже что 1.3.1.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.3.3. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ

Любой факт выброса токсичных веществ.

1.3.4. Аварии с боевыми отравляющими веществами

Любой факт аварии.

1.3.5. Обнаружение (утрата) источников АХОВ

1.Обнаружение (разливы) ртути - превышение ПДК: в 50 раз и более, или 30 - 49 раз в течение 8 часов, или в 20 - 29 раз в течение 2 суток.

2. Решение об отнесении факта обнаружения (утраты) источника АХОВ к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

1.3.6. Выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ

Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

1.3.7. Выбросы на нефтяных и газовых месторождениях нефти и газа (открытые фонтаны нефти и газа)

Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев).

1.3.8. Аварии с разливом нефти и нефтепродуктов

Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а при попадании в водные объекты 5 т и более.

1.4. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ (РВ)

А. Общие критерии


1.Третий (серьезный) инцидент и более высокие уровни событий (аварий) по международной шкале ядерных событий (ИНЕС) на АЭС или иных ядерных установках.

2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 и более раз.

3. Максимальное разовое превышение ПДК в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 и более раз.

4. Превышение ПДУ при загрязнении почв (грунтов) в 100 раз и более на площади 100 га и более.

5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные «Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)» (табл. 6.1-6.3). При выполнении условий: измеренная мощность дозы гамма-излучения от переносных, передвижных, стационарных аппаратов с радиационными источниками - более 20 мкГр/ч на расстоянии 1 м; измеренная мощность дозы гамма - излучения у поверхности блока радиоизотопного прибора - более 10 мкГр/ч, а на расстоянии 1 м от поверхности блока более 3 мкГр/ч - решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.

6. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

7. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.4.1. Аварии на АЭС

1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м3 .

2. Измеренная мощность дозы гамма - излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более - 275 Бк/м3 .

3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода -131 более 7 Бк/м3.

1.4.2. Аварии на промышленных, экспериментальных и исследовательских реакторах и ядерных экспериментальных установках военного назначения

1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м3.

2. Измеренная мощность дозы гамма — излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более - 275 Бк/м3.

3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 7 Бк/м3.

1.4.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла

1.Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала - более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 1100 Бк/м3.

2. Измеренная мощность дозы гамма - излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны - более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более - 275 Бк/м3.

3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения - более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода - 131 более 7 Бк/м3.

1.4.4. Аварии судов и других плавсредств, космических и летательных аппаратов и других транспортных и транспортабельных средств с установленными на борту ядерными реакторами и (или) ядерными материалами, радиационными источниками и радиоактивными веществами

Любой факт выброса и (или) сброса РВ

1.4.5. Аварии при промышленных и испытательных взрывах с выбросом РВ

Любой факт выброса РВ

1.4.6. Аварии с ядерными зарядами, ядерными боеприпасами и ядерным оружием в местах их создания, хранения, обслуживания, уничтожения или при транспортировке

Любой факт аварии

1.4.7. Обнаружение (утрата) источников ионизирующего излучения

Любой факт утери, хищения или обнаружения источников, ионизирующих излучение

1.4.8. Обрушение хранилищ, корпусных конструкций транспортных и транспортабельных ядерных установок

Любой факт обрушения

1.4.9. Аварии в пунктах хранения радиоактивных отходов (РАО)

Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранения РАО - более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с РАО на удалении 1 м - более 100 мкГр/ч.

1.4.10. Аварии в хранилищах (контейнерах) отработавшего ядерного топлива (ОЯТ)

Измеренная мощность дозы гамма-излучения на границе ограждения пункта хранилища ОЯТ - более 5 мкГр/ч. Измеренная мощность дозы гамма-излучения от контейнера с ОЯТ - более 100 мкГр/ч.

1.5. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов

А. Общие критерии

1.5.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) сбросом патогенных для человека микроорганизмов на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях)

1 .Любой факт выброса (сброса) токсичных веществ. 2. Любой факт выброса (сброса) веществ, содержащих возбудитель инфекционных заболеваний людей I и II групп патогенности и опасных заболеваний животных. Вопрос об отнесении к ЧС факта выброса (сброса) веществ, содержащих компоненты, опасные для растений, решается органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.5.2. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов

Любой факт выброса (сброса) патогенных для человека микроорганизмов

1.5.3. Обнаружение (утрата) патогенных для человека микроорганизмов

Любой факт утраты (обнаружения) патогенных для человека микроорганизмов

1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород

А. Общие критерии


1 . Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

1.7. Аварии на электроэнергетических системах

А. Общие критерии


1 . Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

1.7.1. Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и населения

Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более

1.7.2. Аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей и населения

Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более

1.7.3. Выход из строя транспортных электрических контактных сетей

Решение об отнесении к ЧС перерывов в движении принимается органами управления по делам ГО и ЧС в зависимости от возможностей использования обходных путей и других местных условий

1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения

А. Общие критерии


1. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ;

1.9. Аварии на очистных сооружениях

А. Общие критерии


1 . Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (если не достигнуты значения общих критериев).

1.10. Гидродинамические аварии

А. Общие критерии


1 . Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

3. Решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (если не достигнуты значения общих критериев).

2. Природные чрезвычайные ситуации

2.1. Опасные геофизические явления

А. Общие критерии

2.1.1. Извержения вулканов

1. Число погибших - 2 чел. и более.

Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ;

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.1.2. Землетрясения

Землетрясение - 5 баллов и более

2.2. Опасные геологические явления

А. Общие критерии

2.2.1. Оползни, обвалы, осыпи

1 . Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.2.2. Карстовая просадка (провал) земной поверхности, просадка лессовых пород

1 . Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.2.3. Абразия

1. Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.2.4. Эрозия, склоновый смыв

1 . Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.2.5. Курумы

1 . Число погибших 2 человека и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

3. Разрушение почвенного покрова на площади - 10 га и более.

4. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

2.3. Опасные метеорологические явления

А. Общие критерии


1 . Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.3. 1 Сильный ветер, в т.ч. шквал, смерч

Скорость ветра (включая порывы) - 25 м/сек и более; на побережье морей и в горных районах - 35 м/сек и более.

2.3.2. Очень сильный дождь (мокрый снег, дождь со снегом)

Количество осадков - 50 мм и более за 12 ч и менее; в селеопасных горных районах - 30 мм и более за 12 ч и менее.

2.3.3. Сильный ливень (очень сильный ливневый дождь)

Количество осадков 30 мм и более за 1 час и менее

2.3.4. Продолжительные сильные дожди

Количество осадков 100 мм и более за период более 12 ч., но менее 48 ч.

2.3.5. Очень сильный снег

Количество осадков не менее 20 мм за период не более 12 ч.

2.3.6. Крупный град

Диаметр градин - 20 мм и более.

2.3.7. Сильная метель

Общая или низовая метель при средней скорости ветра 15 м/сек и более и видимости менее 500 м.

2.3.8. Сильная пыльная (песчаная) буря

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.3.9. Сильное гололедно-изморозевое отложение на проводах

Диаметр отложения на проводах гололедного станка 20 мм и более для гололеда; для сложного отложения и налипания мокрого снега - 35 мм и более.

2.3.10. Сильный туман

Видимость 50 м и менее.

2.3.11. Сильный мороз

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.3.12. Сильная жара

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов

2.3.13. Заморозки

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

2.3.14. Засуха

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

2.3.15. Сход снежных лавин

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.4. Морские опасные гидрометеорологические явления

А. Общие критерии


1 . Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.4.1. Цунами, тропические циклоны (тайфуны), сильное волнение (5 баллов и более), сильный тягун в морских портах

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.4.2. Обледенение судов

Быстрое и очень быстрое обледенение судов (0,7 см/ч и более).

2.4.3. Сгонно-нагонные явления

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.4.4. Раннее появление льда, интенсивный дрейф льда, сжатие льда, сильный туман на море, непроходимый, труднопроходимый лед, навалы льда на берега и морские гидротехнические сооружения

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.4.5. Отрыв прибрежных льдин

Любой отрыв льдин с людьми.

2.5. Опасные гидрологические явления

А. Общие критерии


1. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ

3. Гибель посевов с/х культур или природной растительности единовременно на площади - 100 га и более.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.5.1 Высокие уровни воды (половодье, зажор, затор, дождевой паводок), сель

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.5.2. Низкие уровни воды (низкая межень)

Понижение уровня воды ниже проектных отметок водозаборных сооружений и навигационных уровней на судоходных реках в течение не менее 10 дней.

2.5.3. Раннее ледообразование

Решение об отнесении явления к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных территориальных органов.

2.6. Природные пожары

А. Общие критерии


1. Число погибших - 2 чел. и более. Число госпитализированных - 4 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб: гражданам - 100 МРОТ; организации - 500 МРОТ.

Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС

2.6.1.Лесные пожары, торфяные пожары, пожары на оленьих пастбищах

1. Крупные неконтролируемые пожары на площади: для наземной охраны лесов - 25 га и более; для авиационной охраны лесов - 200 га и более.

2. Решение об отнесении к ЧС торфяных пожаров и пожаров на оленьих пастбищах принимаются органами управления ГО и ЧС в зависимости от местных условий.

3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации

3.1. Инфекционные, паразитарные болезни и отравления людей

3.1.1. Особо опасные болезни (холера, чума, туляремия, сибирская язва, мелиоидоз, лихорадка Ласса, болезни, вызванные вирусами Марбурга и Эбола)

Каждый случай особо опасного заболевания

3.1.2. Опасные кишечные инфекции (болезни I и II группы патогенности по СП 1.2.01 1-94)

Групповые случаи заболеваний - 10 -50 чел. и более. Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.

3.1.3. Инфекционные заболевания людей невыясненной этиологии

Групповые случаи заболеваний - 10 чел. и более. Умерших в течение одного инкубационного периода 2 чел. и более.

3.1.4. Отравления людей

Решение об отнесении заболевания к ЧС принимается органами управления ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами санэпиднадзора.

3.1.5. Эпидемии

Уровень смертности или заболеваемости по территориям субъектов РФ превышает годовой среднестатистический в 3 раза и более.

3.2. Особо опасные болезни сельскохозяйственных животных и рыб

3.2.1. Особо опасные острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных: ящур, бешенство, сибирская язва, лептоспироз, туляремия, мелиоидоз, листериоз, чума (КРС, МРС), чума свиней, болезнь Ньюкасла, оспа, контагиозная плевропневмония

1. Каждый отдельный (спорадический) случай острой инфекционной болезни.

2. Несколько случаев острой инфекционной болезни (эпизоотия).

3.2.2 Прочие острые инфекционные болезни сельскохозяйственных животных, хронические инфекционные болезни сельскохозяйственных животных (бруцеллез, туберкулез, лейкоз, сап и др.)

1. Гибель животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ - 10 голов и более (эпизоотия).

2. Массовое заболевание животных в пределах одного или нескольких административных районов субъекта РФ - 100 голов и более (эпизоотия).

3.2.3. Экзотические болезни животных и болезни невыясненной

Каждый случай болезни

3.2.4. Массовая гибель рыб

Решение об отнесении случаев гибели рыб к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных представляемых территориальными органами управления сельским хозяйством.

3.3. Карантинные и особо опасные болезни и вредители сельскохозяйственных растений и леса

3.3.1 Массовое поражение растений болезнями и вредителями

Болезни растений, приведшие к гибели растений или экономически значимому недобору урожая на площади 100 га и более.

3.3.2. Массовое поражение леса болезнями и вредителями

Решение об отнесении случаев болезней леса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС на основании данных, представляемых территориальными органами.

4. Крупные террористические акты

А. Общие критерии


1. Число погибших - 5 чел. и более. Число госпитализированных 10 чел. и более.

2. Прямой материальный ущерб - свыше 1 тыс. МРОТ


Памятка: Действия в случае обнаружения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации


По данным проведенного анализа, за последние годы в Саратовской области, как и во всей России, в период Новогодних и Рождественских каникул чаще всего проявляются негативные факты, связанные с семейными ссорами, пьянством, совершением преступлений против личности, в том числе, сопряженных с жестоким обращением с несовершеннолетними детьми.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ЗАТО Шиханы в случае обнаружения в период Новогодних и Рождественских каникул детей, находящихся в общественных местах в трудной жизненной ситуации в любое время суток, а особенно в вечернее и ночное время, то есть одних без сопровождения взрослых или законных представителей, убедительно просит Вас незамедлительно действовать по предложенной схеме:

Подойти к ребенку и убедится, что он действительно один без сопровождения взрослых находится в общественном месте (улица, подъезд дома, детская площадка, проезжая часть, горка, каток и т. д.);

Сообщить о данном факте в отдел Полиции по ЗАТО шиханы по телефону 4-03-86 (дежурная часть) или по единому телефону вызова экстренных служб «112». Либо сопроводить ребенка в отделение Полиции, пояснив сотрудникам Полиции где и при каких обстоятельствах Вами был обнаружен ребенок;

В случае необходимости оказания медицинской помощи (обморожение, следы побоев и т. д.) вызвать скорую помощь по телефону единому телефону вызова экстренных служб «112»;

Оставить свои контактные данные специалистам экстренных служб.

Просим Вас не быть равнодушными к детям!



Памятка: Действия родителей (законных представителей) по предупреждению самовольных уходов детей из дома


Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;

Не допускать нахождение несовершеннолетних без присмотра (сопровождения) взрослых позднее 22 часов;

Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;

Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;

Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

- безопасность на дороге;

- что необходимо делать, если возник пожар;

- безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;

- безопасность при террористических актах;

- общение с незнакомыми людьми и т. п.


При задержке ребенка более часа от назначенного времени возвращения:

обзвонить друзей, знакомых, родных, педагогов, тренеров которые могут знать о возможном месте нахождения ребенка;

обзвонить больницы, службы оказания первой медицинской помощи, органы полиции, экстренные службы.

В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п. 6 сделать письменное заявление в органы полиции (необходимо предоставить фотографию);

При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции о возвращении;

После нахождения ребенка: выяснить причину ухода, провести с ребенком беседу, усилить контроль, обратиться к психологу для консультации.

Телефоны служб, в которые необходимо обратиться при обнаружении пропажи ребенка:


МО МВД РФ по ЗАТО Шиханы и п. Михайловский Саратовской области - 4-03-86, «102».

Единая дежурно-диспетчерская служба ЗАТО Шиханы: 4-03-35, «112».


Телефоны экстренных и аварийных служб ЗАТО Шиханы


МЧС, Гражданская оборона

Сообщения о пожарах, авариях, возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, происшествий, обрушений зданий и сооружений, катастроф, ДТП, готовящихся и совершенных преступлениях, хулиганстве, подготовке террористических актов, и других нарушениях общественного порядка и прочих происшествиях:


ЕДДС ЗАТО Шиханы

112, 40-112, 40-911, 4-03-35.


Аварийно-спасательная служба ЗАТО Шиханы

112, 4-06-00.


Пожарно-спасательная служба:

112, 101, 01, 4-02-65.

МО МВД РФ по ЗАТО Шиханы и п. Михайловский Саратовской области:

112, 02, 102, 4-03-86.


Отдел УФСБ по ЗАТО Шиханы Саратовской области:

4-02-87, 112.


Медико-санитарная часть № 1 филиал ФГБУЗ СМЦ ФМБА России

112, 03, 103, 4-01-53.


Сообщения об авариях на холодном водоснабжении и канализации:

Филиал ГУП «ОБЛВОДОРЕСУРС» «ВОЛЬСКИЙ»

112, 5-27-72.


Сообщения об аварии и отключении электроснабжения

ДС Вольские РЭС

112, 4-02-24.


Сообщения об аварии и отключении газоснабжения

ДС ООО «Шиханыгоргаз»

112, 04, 4-00-04.



Город